областное казенное общеобразовательное учреждение «Новопоселёновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Программа внеурочной деятельности


Пояснительная записка

Изменения в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня (в связи с переходом учреждения на ФГОС для умственно отсталых детей) под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Таким образом, под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах отличных от классно-урочной.

Основная задача программы внеурочной деятельности в нашем учреждении (далее – Программа) заключается в обеспечении основных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени.

Низкий уровень этического, духовно-нравственного, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию системы воспитательной деятельности на межведомственной основе.

Основания для разработки Программы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
  • Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
  • Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481.

Цель Программы

Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время.

Задачи Программы

1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной среды в общеобразовательном учреждении.

2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.

3. Разработка нормативной базы на уровне учреждения, обеспечивающей развитие воспитательного пространства с учетом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной работы в учреждении.

5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.

6. Разработка комплекса мер по развитию отношений с общественными организациями, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи.

7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников школы-интерната для реализации мероприятий Программы.

8. Обеспечение информационной поддержки Программы.

9. Укрепление материально-технической базы школы-интерната для реализации Программы.

10. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной среды в ОУ

Целевые группы Программы

Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются воспитанники школы-интерната (дети с ОВЗ), педагогический коллектив, представители общественных организаций, социальные партнёры.

Основные принципы реализации Программы

Программа:

  • осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
  • включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
  • учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
  • соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
  • учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и отдельно в нашем регионе;
  • основывается на принципе личностно-значимой деятельности;
  • учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у обучающихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
  • соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи воспитанникам в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
  • учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особыми потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем детей-инвалидов, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;
  • опирается на природосообразность и природоспособность; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
  • опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
  • сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования, в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
  • соблюдает принцип демократизма;
  • опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
  • учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали;
  • определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
  • предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин – как основных, так и дополнительных образовательных программ – в целях личностного развития обучающихся, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
  • основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
  • предполагает принцип «социального закаливания» как включения обучающихся в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап: второе полугодие 2015 – 2016 учебного года.

Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов реализации Программы.

Проведение научно-исследовательских работ.

Проведение конференций, семинаров, конкурсов и иных массовых мероприятий.


2 этап: 2016 – 2017 учебный год.

Организация разработки и проведения проектов по реализации Программы.


3 этап: 2018 – 2020 годы.

Информационно-аналитическая деятельность.

Мониторинг эффективности Программы.

Содержание Программы

Адаптированная программа внеурочной деятельности является центральным звеном всей системы занятости воспитанников школы-интерната, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей-сирот. Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.

В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных учреждений, проведения анализа воспитательной работы учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.

Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности воспитателей и других педагогов в вопросах воспитания и взаимодействия с социальными партнёрами в организации и проведении воспитательной деятельности.

Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся школы-интерната:

1. Гражданско-патриотическое:

  • воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
  • усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;
  • развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
  • развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
  • повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
  • увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
  • развитие форм деятельности, направленных на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди воспитанников.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

  • программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие с педагогами школы-интерната в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);
  • программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и нашего региона;
  • программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;
  • программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;
  • программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (например, в рамках деятельности уголка патриотического воспитания).
  • программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных и региональных праздников, экологических десантов и т.п.).

2. Духовно-нравственное воспитание:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  • формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
  • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

  • программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся школы-интерната (например, проведение тематических встреч в школе с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.), культуры (например, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;
  • программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, в стране, в мире).

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

  • формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
  • формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
  • формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
  • формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
  • формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

  • программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (например, экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, организация специальных профориентационных мероприятий);
  • программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (например, школьные кружки, разовые мероприятия – дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);
  • программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающих их прикладное значение).

4. Интеллектуальное воспитание:

  • формирование у обучающихся школы-интерната представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских центров и кружков);
  • формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией и т.д.);
  • формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

  • программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда;
  • программы и проекты, направленные на создание конкурсов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений.

5. Здоровьесберегающее воспитание:

  • формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
  • формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время;
  • формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);
  • программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (организация работы спортивных кружков, наличие оборудованных спортивных площадок, обеспечение спортивным инвентарем, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского и юношеского туризма и т.д.);
  • программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья (изучение в рамках деятельности кружков и клубов положительных примеров здорового образа жизни в семье и регионе, создание школьных музеев здоровья и спорта, проведение в общеобразовательных учреждениях работы, связанной с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательной деятельности и т.д.);
  • программы и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры, в том числе и средствами социальной рекламы, по следующим основным направлениям: информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий;
  • программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья (проведение форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения, профилактики экстремизма, радикализма, молодёжного нигилизма и т.д.).

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

  • формирование у обучающихся школы-интерната представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
  • формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления являются:

  • программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов);
  • программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в школах тематических «круглых столов» с участием представителей педагогов, социологов, культурологов, психологов и т.д.).

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

  • формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
  • формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
  • формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
  • формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
  • формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу для воспитания культуры зрителя.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений, на организацию проведения творческих конкурсов, смотров-конкурсов сказок, смотров художественной самодеятельности, мероприятий по эстетическому оформлению школьного пространства;
  • программы и проекты, связанные с музейной педагогикой, с детским и молодёжным туризмом (деятельность кружков, проведение туристических походов, связанных с изучением истории и культуры, организация дней и декад культуры в школе и т.д.).

8. Правовое воспитание и культура безопасности:

  • формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
  • развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся (например, в рамках деятельности правового всеобуча «Ты и закон»), повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах соуправления); распространения правовой информации (например, в рамках тематических классных часов, лекций с приглашением специалистов и др.);
  • программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных учреждений (в рамках деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев и пр.), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;
  • проведение в общеобразовательных учреждениях всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.

9. Воспитание семейных ценностей:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
  • формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);
  • программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами, правоведами, врачами и т.д.).

10. Формирование коммуникативной культуры:

  • формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
  • формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
  • формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
  • формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками;
  • программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, видеостудии);
  • программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением лекций по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного языка и т.д.

11. Экологическое воспитание:

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  • формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
  • формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются:

  • программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (например, в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннатских кружков, школьных живых уголков);
  • программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.

Планируемые результаты реализации Программы

  • создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
  • закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации;
  • ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
  • готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
  • потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
  • развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
  • расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
  • принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
  • способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Ресурсное обеспечение Программы

1. Разработка нормативно-правовой базы в сфере воспитания на региональном уровне.

2. Развитие действующей инфраструктуры воспитания (направления, формы, механизмы, сетевое взаимодействие).

3. Подготовка кадрового потенциала в сфере воспитания.

4. Развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания.

5. Обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.