Сопровождение
Деятельность педагога-психолога
Согласно Концепции специальной психологической помощи в системе образования (Постановление Правительства РФ от 22.09.99), основной целью службы специальной психологической помощи является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и воспитанников.
Основная цель службы реализуется через решение диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач и конкретизируется в следующих видах деятельности специалиста:
- психологическая диагностика, направленная на выявление психологической структуры нарушения, определение сохранных зон развития;
- разработка индивидуальной психокоррекционной программы, согласованной с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);
- оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
- формирование и реализация индивидуальной коррекционной программы, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями; совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем;
- оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для ребенка с особыми образовательными потребностями; рекомендации в отношении учебной нагрузки, параметров и формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложения по подбору и распределению детей в классе;
- консультирование педагогов в организации и развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами;
- обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка;
- формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей с отклонениями в развитии в социокультурную среду образовательного учреждения;
- формирование у педагогов, воспитателей, администрации учреждения, преподавателей, родителей, лиц, их заменяющих, а также детей и подростков потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавая условия для полноценного личностного развития.
Основные направления деятельности психологической службы:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- профилактическое;
- организационно-методическое;
- консультирование.
Одним из направлений нашей работы является психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания. Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности. На основе которой, делается заключение о развитии ребенка и целесообразности той или иной коррекционной работы с ним. Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Основное направление деятельности педагога-психолога – психологическая коррекция. Это система мероприятий, направленных на исправление недостатков в психическом развитии или поведении человека с помощью специальных средств психологического развития.
По продолжительности коррекция делится на сверхкороткую, короткую, длительную, сверхдлительную. Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на решение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Короткая психокоррекция длится несколько часов или дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы запускает процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
На всех занятиях мы работаем над созданием доверительной обстановки, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Еще одно направление - психологическое консультирование. Оно направлено на решение различного рода психологических проблем личного плана, связанных с трудностями в межличностных взаимоотношениях. Где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся – это проблемы взаимоотношений.
Логопедия.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях обобщения и успешной социализации. В ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» коррекции дефектов речевых нарушений уделяется большое внимание. Коррекционно- развивающая работа логопеда проводится по следующим направлениям:
- развитие артикуляционной моторики (выполнение артикуляционных упражнений, направленных на формирование правильных артикуляционных укладов и развивающие мышцы речевого аппарата)
- развитие речевого дыхания (выполнение дыхательных упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания)
- развитие малкой моторики
- развитие общей моторики и координации движений и фонематических процессов
- коррекция звукопроизношения и обогащение словарного запаса
- развитие языкового анализа и синтеза, развитие связной устной речи, лексико-грамматического строя речи
Коррекционно- развивающие логопедические занятия в ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» проводятся для воспитанников дошкольных групп, а также для обучающихся 1-7 классов по разработанным адаптированным образовательным программам.