областное казенное общеобразовательное учреждение «Новопоселёновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Сопровождение

Деятельность педагога-психолога

Согласно Концепции специальной психологической помощи в системе образования (Постановление Правительства РФ от 22.09.99), основной целью службы специальной психологической помощи является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и воспитанников.

Основная цель службы реализуется через решение диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач и конкретизируется в следующих видах деятельности специалиста:

  • психологическая диагностика, направленная на выявление психологической структуры нарушения, определение сохранных зон развития;
  • разработка индивидуальной психокоррекционной программы, согласованной с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);
  • оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
  • формирование и реализация индивидуальной коррекционной программы, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями; совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем;
  • оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для ребенка с особыми образовательными потребностями; рекомендации в отношении учебной нагрузки, параметров и формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложения по подбору и распределению детей в классе;
  • консультирование педагогов в организации и развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами;
  • обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка;
  • формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей с отклонениями в развитии в социокультурную среду образовательного учреждения;
  • формирование у педагогов, воспитателей, администрации учреждения, преподавателей, родителей, лиц, их заменяющих, а также детей и подростков потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавая условия для полноценного личностного развития.

Основные направления деятельности психологической службы:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • профилактическое;
  • организационно-методическое;
  • консультирование.

Одним из направлений нашей работы является психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания. Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности. На основе которой, делается заключение о развитии ребенка и целесообразности той или иной коррекционной работы с ним. Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Основное направление деятельности педагога-психолога – психологическая коррекция. Это система мероприятий, направленных на исправление недостатков в психическом развитии или поведении человека с помощью специальных средств психологического развития.

По продолжительности коррекция делится на сверхкороткую, короткую, длительную, сверхдлительную. Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на решение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Короткая психокоррекция длится несколько часов или дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы запускает процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

На всех занятиях мы работаем над созданием доверительной обстановки, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Еще одно направление - психологическое консультирование. Оно направлено на решение различного рода психологических проблем личного плана, связанных с трудностями в межличностных взаимоотношениях. Где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся – это проблемы взаимоотношений.


Логопедия.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях обобщения и успешной социализации. В ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» коррекции дефектов речевых нарушений уделяется большое внимание. Коррекционно- развивающая работа логопеда проводится по следующим направлениям:

  • развитие артикуляционной моторики (выполнение артикуляционных упражнений, направленных на формирование правильных артикуляционных укладов и развивающие мышцы речевого аппарата)
  • развитие речевого дыхания (выполнение дыхательных упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания)
  • развитие малкой моторики
  • развитие общей моторики и координации движений и фонематических процессов
  • коррекция звукопроизношения и обогащение словарного запаса
  • развитие языкового анализа и синтеза, развитие связной устной речи, лексико-грамматического строя речи

Коррекционно- развивающие логопедические занятия в ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» проводятся для воспитанников дошкольных групп, а также для обучающихся 1-7 классов по разработанным адаптированным образовательным программам.